Тема львовского мусора 13-й месяц остается одним из главных хозяйственно-политических скандалов в стране. Почему же нельзя решить проблему - мы ответим на простые вопросы
Ранее Львову выделили участок под строительство завода или под полигон в Яворовском районе - но, по заключениям экспертов, он оказался непригодным - есть опасность карстовых провалов, кроме того, рядом орнитологический заказник, санаторий и заповедник, водохранилище.
Нашли участок под строительство завода, над проектом которого работает французская компания. До августа начнут проектировать завод, в 2017-м планируют объявить тендер, в следующем году начнут реализовывать проект. Заказчиком согласно решению исполкома стало предприятие "Львовтеплоэнерго". Предусматривается, что мусороперерабатывающий комплекс будет справляться с объемами отходов в количестве 240 тысяч тонн в год, что позволит снизить потребление газа в городе.
Как говорит мэр Львова, он пришел к руководству городом в то время, когда у жителей не было круглосуточного водоснабжения, нормального теплоснабжения, дорог, транспорта. И решение этих вопросов он поставил во главу угла. Но и мусороперерабатывающий завод тогда не казался панацеей - его боялись так же, как и свалки у дома. И Андрей Садовый отказывался от идеи строительства завода, которая сейчас стала необходимостью.
После пожара и обвала на Грибовичском полигоне сохранялась угроза последующих оползней огромной, 60-70 метров высотой, мусорной горы - из-за того, что пожар в течение почти трех суток тушили водой. Это одна из самых больших свалок в мире, которая раскинулась на 30 гектарах всего в 15 км от Львова. За десятилетия здесь скопилось более 70 миллионов кубометров мусора. Если бы сошла еще одна лавина мусора, дамба, построенная возле озера с инфильтратами (токсические вещества, которые образуются во время распада мусора), могла бы разрушиться - и тогда ядовитая волна залила бы близлежащую территорию и огороды, что означало бы смерть всему живому.
Худо-бедно, но Львов в течение года находил выход из ситуации, мусор все-таки вывозили и на полигоны в области, и на дальние расстояния. Но часто владельцы полигонов, даже за деньги, отказывались принимать его. Владельцы полигонов (а их в стране около 5,5 тысячи) и власти объясняли: мол, сочувствуем, но и сами-то едва справляемся. У Садового также есть версия, что это намеренная мусорная блокада Львова.
Городская комиссия по ЧС уже несколько раз обращалась к президенту и премьер-министру с просьбой ввести во Львове такой режим. Чем это поможет? В этом случае государство обязуется найти деньги на рекультивацию свалки, восстановление экологии в регионе и должно отселить людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им жилья, постоянного или временного. А тем, кто отказался переезжать, согласно закону должны ежемесячно выплачивать пособие не менее 50% минимальной заработной платы на каждого человека. Но пока государство не видит необходимости в столь радикальном статусе Львова.
Может быть, мировой опыт поможет мэру Львова решить проблему с очисткой города
Американцы еще десять лет назад считавшие, что раздельный сбор мусора не совместим с их менталитетом, сейчас добросовестно сортируют отходы и ежегодно празднуют День переработки мусора. В магазинах продают вещи в упаковке из вторсырья, из макулатуры изготавливают открытки, сумки, салфетки, тетради. Стекло перерабатывают в строительные компоненты, производят компост.
На свалках Среднего Запада и в Калифорнии собирают и утилизируют свалочный газ - метан, который используют в качестве топлива, а заодно и минимизируют выбросы СО2 в атмосферу.
А в Лас-Вегасе вообще открыли самое большое здание, построенное из полумиллиона переработанных стеклянных пивных бутылок.
В Англии на мусоре летают самолеты. Администрация Лондона договорилась с авиакомпанией British Airways, ей поставляют мусор, доплачивают за утилизацию, а British Airways перерабатывает все в биотопливо и заправляет свои самолеты.
Нидерландские муниципальные власти выдают купоны экологической лояльности активным участникам программы раздельного мусора. Такой купон дает льготы на оплату коммунальных услуг и жилья. А из пластиковых и резиновых отходов делают дорожное антишумовое покрытие.
В Японии из переработанного мусора строят береговые укрепления и дома.
В Китае за проезд в пекинском метро можно заплатить пустыми пластиковыми бутылками. Достаточно накопить примерно двадцать использованных бутылок, а потом опустить их в один из автоматов, расположенных на станциях метро - и вы получите бесплатный билет.
Около 60% объема волокна, используемого для производства бумаги и продукции из картона, здесь производится из вторсырья. Металл, пластик и другие отходы - перерабатывают и изготавливают из этого сырья новые игрушки, одежду, посуду, алюминий для автопромышленности и продают обратно в Европу и Америку.
В Мексике за 6 пакетов мусора дают один пакет с едой и талоны на овощи.